«БКАМС – история длиной в 90 лет»

15 сентября 2020 года исполнилось 90 лет со дня основания Бишкекского колледжа архитектуры и менеджмента в строительстве.

Первый приказ по техникуму издан 15.09.1930 года, с которого начинается история одного из старейших средних профессиональных учебных заведений республики.

Первые в своей истории занятия начинались в бараке по ул. Логвиненко.

В последующие годы техникум представлял собой уже целый комбинат – под одной крышей с ним размещались курсы по подготовке инженеров – строителей узкого профиля и институт «КыргызГОСпроект».

В разное время к руководству приходили высококвалифицированные специалисты, люди с государственным мышлением, понимающие важность подготовки рабочих кадров для развития различных отраслей нашей страны.

Первый директор Победоносцев П.М.

Первый выпуск студентов 1933 год.

В 1932 году техникум переведен в новое здание, где и размещается по настоящее время.

Здание строительного техникума. Здесь в 1941 году были сформированы 660-й, 664-й и 665-й полки ночных бомбардировщиков. Фото 40-х годов.

До Великой Отечественной войны техникум восемь раз выпускал в большую жизнь молодых строителей. В 1941 году деятельность техникума была временно прекращена. Все учащиеся ушли на фронт во главе с директором Четининым В.П. и завучем Тахчи Н.И., не все из них вернулись. Многие отдали жизнь за счастье своего народа.

В здании техникума в годы войны размещалась 24-я школа военных пилотов первоначального обучения, в организации которой непосредственное участие принимал военный комиссар Кыргызстана Панфилов И.В.До Великой Отечественной войны техникум восемь раз выпускал в большую жизнь молодых строителей.

В 1947 года Решением Правительства открывается многопрофильный индустриальный техникум и директором назначается Мелешкин К.И., который руководил учебным заведением до 1 апреля 1950 года.

 

Директора ФСТ с 1941 по 1982 годы.

 

Мелешкин  К.И.                         Кирпиченко А.М.                   Винников В.М.                         Турчанинова Г.И.

 

Последующие 29 лет с 1982 по 2011 годы техникум возглавлял Мастиленко Павел Петрович.

 

 

 

Если в 30-х годах в техникуме обучалось 100-200 человек, то в 80-е годы обучалось 2950 человек. Педагогический коллектив в 30-е годы составлял 9-10 человек, а настоящее время в колледже работают 64 квалифицированных педагогов.

 

Педагогический коллектив полностью укомплектован штатными преподавателями, имеющими соответствующее профессиональное образование, опыт педагогической работы.

Если за 7 лет с 1949 по 1955 года было выпущено 537 человек, то за 5 лет с 1965 по 1970 год уже 1800. В последние годы строительный колледж ежегодно выпускает до 300 квалифицированных специалистов и сейчас с уверенностью можно сказать, что в республике нет ни одной строительной организации, ни одного проектного института, где бы ни работали наши выпускники.

За время своего существования Бишкекский колледж архитектуры и менеджмента в строительстве стал не только примером качественного предоставления знаний, но и на протяжении долгих лет не изменяет своим традициям. Ежегодно на все праздники готовятся различные мероприятия, где принимают равноценное участие как преподаватели, так и студенты. Это дополнительно способствует творческому развитию студентов, а также приводит к сплоченности коллектива в целом

У Бишкекского колледжа архитектуры и менеджмента в строительстве богатая и интересная история, которую он с достоинством несет вот уже 90 лет. Но на этом он не останавливается! Начиная с 2011года у колледжа наступила «новая эпоха». Этому поспособствовало вступление в должность директора Дюшебаева Максата Жумагуловича.

За 9 лет, с 2011 по 2020 гг., колледж заметно преобразился.

Знание дела, организаторские способности, трудолюбие, целеустремлённость, умение масштабно мыслить дают возможность Максату Жумагуловичу успешно решать административные, учебно-методические и воспитательные задачи. Директора Дюшебаева М.Ж. отличают высокий уровень управленческой культуры, постоянный поиск новых форм и методов управления педагогическим и студенческим коллективами, стремление к самосовершенствованию.

2014г. директор колледжа Дюшебаев М.Ж. обратился к комитету по образованию, науке, культуре и спорту Жогорку Кенеша КР, с просьбой выделения средств для проведения капитального ремонта учебных корпусов, который не проводился многие годы. Рассмотрев данное обращение, комитетом было поручено Министерству финансов КР предусмотреть в бюджете на 2015 год 10 млн. сомов для капитального ремонта Бишкекского колледжа архитектуры и менеджмента в строительстве.

По итогам поступления средств на баланс нашего учебного заведения, уже окончен капитальный ремонт кровли, актового зала, в котором проводятся праздники и мероприятия. Но на этом мы не останавливаемся. Руководством брошены все силы на то, чтобы колледж стал обновленным, не только гордо встретил юбилей, но и дальше мог радостно принимать в своих стенах дорогих студентов.

Проектная работа БКАМС

В 2013 году колледж начал работу по международным проектам. В составе 5 учебных заведений в рамках пилотного проекта по инициативе Европейского фонда образования (ЕФО) колледж провел первую стадию исследования по отслеживанию выпускников, которые позволят сделать анализ от учебы к рынку труда.

С 1января 2014 года преподаватели работают по международным проектам, таким как: Европейский фонд образования, германский проект GIZ, партнерство со Вторым проектом АБР «Профессиональное образование и развитие навыков»

С 2014 года в колледже проводятся курсы по подготовке рабочих специальностей таких как: «Штукатурщик – маляр», «Гипсокартонщик», «Столяр – плотник», «Электрогазосварщик», «Бухучет 1-С», «Английский язык», «Получение навыков персонального компьютера».

Ведётся сотрудничество с международными организациями (МККК международный комитет красного креста. Так Миссия Международного комитета Красного Креста в Кыргызской Республике, согласно Договора с колледжем БКАМС оказала дополнительные образовательные услуги для работников ГСИН по рабочей профессии «Слесарь-сантехник» в соответствии с учебным планом и рабочей программой, составляющей срок обучения – 1 месяц. Занятия проходили с 23 .10. по 23.11.2017 г.

13 слушателей из разных регионов республики прошли обучение. По окончании слушателям были вручены сертификаты.

С 2015 года колледж во главе с директором Максатом Жумагуловичем активно ведёт партнерство с Германским обществом по международному сотрудничеству (GIZ) в рамках программы «Профтехобразование и содействие занятости, Кыргызстан». С 11 по 17 октября 2015 года представители Бишкекского колледжа архитектуры и менеджмента в строительстве в составе делегации из 12 человек совершили информационную поездку в Федеративную Республику Германия с целью знакомства с системой профессионального образования в области энергоэффективного и устойчивого строительства, а также повышения квалификации преподавателей. Итогом информационной поездки в Германию стало понятие, что темы энергоэффективности и энергосбережения интегрированы в учебный процесс на весь период обучения независимо от специальности, что наглядно было продемонстрировано на специальности каменщик. В каждом году обучения даются вопросы по энергосбережению как в теоретической школе, так и при практическом обучении в Komzet.

Осуществляется партнерство с работодателями (Сен-Гобен, Франция, ОсОО «БиФорс», ОсОО «Алина Дистрибьюшн»)

Инвестирование партнеров в модернизацию инфраструктуры колледжа

При сотрудничестве с проектами GIZ и АБР в колледже проводятся ремонт и оснащение мастерских, лабораторий, компьютерного класса.

В течение нескольких лет колледж ведёт сотрудничество с компанией «Алина Дистрибьюшен»

С 2018 года колледж БКАМС в 3-м проекте АБР «Программа развития сектора: Навыки для инклюзивного роста».«Программа развития сектора: Навыки для инклюзивного роста» начала свою реализацию в 2018 г. при финансовой поддержке Азиатского банка развития.

Азиатский банк развития оказывает постоянную помощь Кыргызской Республике в устойчивом развитии. АБР является одним из крупных партнеров по развитию страны, одним из активных партнеров, оказывающих поддержку Правительству Кыргызской Республики в секторе образования.
Получение качественного образования закладывает основу для улучшения условий жизни людей и обеспечения устойчивого развития. Соответственно «Программа развития сектора: Навыки для инклюзивного роста» согласована с экономическими и социальными целями Правительства КР и будет сосредоточена на инклюзивном росте за счет повышения квалификации и производительности труда в ключевых секторах экономики.

Центры передового опыта (ЦПО) были сформированы на базе пилотных колледжей в регионах республики для пилотирования новых методик и успешных международных практик по реформированию среднего профессионального образования. Реформа колледжей начата в Кыргызстане в 2018 году в рамках «Программы развития сектора: Навыки для инклюзивного роста» и включает в себя укрепление управления и финансирования колледжей, улучшение качества среды преподавания и обучения, расширение сотрудничества с отраслями экономики и развитие навыков предпринимательства.

Таким образом, целями Программы являются:
— Создание инклюзивной системы профессионально-технического образования и обучения (НПО и СПО), ориентированной на рынок и предпринимательство;
— Содействие стратегии Правительства КР в достижении инклюзивного роста посредством усовершенствования навыков рабочей силы и производительности в ключевых секторах экономики страны.

Программой будут достигнуты три результата:
— Улучшенное управление и финансирование НПО и СПО в поддержку ключевых секторов экономики;
— Улучшенное качество преподавания и образовательной среды;
— Усиленное сотрудничество с производством и развитие предпринимательских навыков (обучающихся и учебных заведений).
Для достижения отличного результата при реализации Программы необходимо усердие и настойчивость членов команды и партнеров Программы, также взаимоподдержка партнеров, и сообщества Кыргызстана.

Подписан меморандум о сотрудничестве между представителями ЦПО и ЦППК.

С 1 июня 2019 года колледж БКАМС сотрудничает в пилотном проекте GIZ «Стратегический альянс в дуальном обучении в РК».
По поручению Федерального министерства экономического развития и сотрудничества ФРГ совместно с фирмой KNAUF, планируется новый проект по дуальному обучению в городе Бишкек по строительным специальностям продолжительностью в три года. В рамках планирования проекта с 19 по 21 сентября в учебном центре KNAUF (г. Капчагай) состоялось первое совещание по разработке концепции и планированию мероприятий проекта на 3 года. Руководство БКАМС в лице директора Дюшебаева М.Ж. и зам. директора по учебно- производственной работе Асанакунова У.Ш. участвовало на совещании в рамках проекта GIZ «Стратегический альянс в дуальном обучении в РК». На семинаре обсуждались вопросы по разработке и внедрению принципов дуального обучения на основе германских образовательных стандартов с учетом потребности экономики.

Из республики Кыргызстан, для участия в пилотном проекте GIZ «Стратегический альянс в дуальном обучении в РК», был отобран наш колледж БКАМС. Внедрение дуального обучения на основе германских образовательных стандартов позволит повысить имидж Бишкекского колледжа архитектуры и менеджмента в строительстве среди молодежи, предоставится великолепная возможность трудоустройства наших выпускников и их карьерный рост.

Результатом реализации проекта послужит открытие «Ресурсного центра KNAUF» в нашем колледже БКАМС. Ресурсный центр будет обучать студентов технологиям нанесения сухой штукатурной смеси, установки гипсокартонов различной модификации. Это послужит основой партнёрства БКАМС с предприятиями и фирмой KNAUF в Казахстане.

Несмотря на сложившуюся ситуацию, в связи с пандемией, Министерство образования и науки КР в рамках «Программы развития сектора: Навыки для инклюзивного роста» проводит серию дистанционных семинаров.

Требования к современной системе среднего профессионального образования включает не только требования внести вклад в экономический рост страны, но и также обеспечение социальной справедливости и инклюзии. Современные СПО должны обладать устойчивостью развития, быть восприимчивы к инновациям и прогрессу.
БКАМС, как одно из пилотных учебных заведений Республики работает над преобразованием учебного заведения в Центр передового опыта, в колледж с современными безопасными инклюзивными, гендерно — ориентированными условиями образовательной среды, выпускающий специалистов, отвечающим запросам современного рынка труда и социально-экономическим потребностям страны.

В ЦПО-БКАМС специальности, востребованные на рынке труда, являются пилотными: «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», «Монтаж и эксплуатация внутренних санитарно-технических и вентиляционных устройств» и «Технология деревообработки, дизайн и конструирование мебели». Для пилотных специальностей разработаны образовательные программы на компетентностной основе, учитывающие профессиональные требования работодателей, которые отражены в профессиональных стандартах, а также требования государственных образовательных стандартов (ГОС) профессионального образования, разработанных на компетентностной основе в 2018 году. В настоящее время разрабатывается макет государственного стандарта с учетом признания результатов предыдущего образования и обучения. Разработанные рабочими группами специалистов и работодателей профессиональные стандарты, содержат описание трудовых функций, а также требования к знаниям, навыкам и опыту работы специалистов, выполняющих эти функции.

Для развития ЦПО необходимо постоянное взаимодействие с социальными партнерами, ориентир на потребности рынка труда. Необходим анализ спроса и предложения на региональном рынке труда для выстраивания оперативного реагирования и подготовки специалистов, востребованных в современных условиях. Для обучения педагогического коллектива методологии анализа и мониторинга рынка труда, внедрения механизмов социального партнерства, нормативного бюджетирования экспертами АБР были проведены семинары. Семинары проводились в условиях чрезвычайного положения в Кыргызской Республики из-за пандемии короновирусной инфекции в дистанционном режиме.

В рамках трансформации в БКАМС — ЦПО проводится пилотирование учебного модуля по предпринимательству, разработанного в рамках программы ПРСНИР.
Наряду с этим, в БКАМС планируется создать учебно-производственные комплексы (далее – УПК), желаемыми результатами которого будут:
— появление новой структуры в системе СПО, обеспечивающего повышение качества образования, профессиональной ориентации школьников, молодежи и студентов;
— повышение привлекательности системы СПО;
— создание региональной системы ресурсных центров для инженерно-педагогических кадров других колледжей;
— ремонт и приобретение современного оборудования для создания МТБ колледжа.
Цель создания УПК — повышение институциональной способности БКАМС-ЦПО к самофинансированию, что выражается в эффективном планировании, привлечении и распределении финансовых ресурсов для развития ЦПО.
УПК создается на базе инфраструктуры (в т.ч. оборудование) БКАМС, где все технологические операции будут выполнять обучающиеся под руководством обученных мастеров. Усвоив всю технологическую цепочку по приоритетным специальностям, обучающиеся получат широкие знания и навыки по своим отраслям, и будут максимально подготовлены к рынку труда. Площадь и перечень оборудования соответствует требованиям по созданию условий для формирования практических результатов обучения (ОРМ, предпринимательство и т.д.). В то же время студенты, как и работники БКАМС будут оказывать услуги местному населению, что в итоге должно способствовать повышению предпринимательских навыков на практике. Оказание услуг или продажа продукции позволит привлекать средства для увеличения материально-технической базы, бизнес-инкубации выпускников БКАМС, посредством стимулирования выпускников к созданию собственного бизнеса.
Обучение предпринимательским навыкам студентов колледжа является одним из главных аспектов ЦПО. Самостоятельная занятость после окончания обучения является одним из вариантов трудоустройства выпускников. Обучение предпринимательству в рамках пилотирования внедрено в учебные планы и пилотируется с 2019 учебного года.

Также планируется создание учебно-производственных комплексов, позволяющие улучшать практические навыки студентов, внедрить обучение на рабочем месте. Структура УПК позволяет также оказывать услуги населению, что приведет к устойчивости учебного заведения.

В связи с распространением коронавируса (Covid-19) в Кыргызстане Министерство образования и науки КР (МОиН КР) было вынуждено закрыть учебные заведения всех уровней и попросить их продолжить образовательный процесс с применением средств онлайн-обучения. МОиН КР разработало антикризисный план мероприятий и передало его на рассмотрение международному донорскому сообществу (рабочей группе по образованию при dpcc – Совет по сотрудничеству международных организаций) с просьбой взять на себя финансирование и реализацию отдельных мероприятий.

Проекты GIZ «Профессиональное образование в Центральной Азии» и «Содействие занятости и профессиональному обучению», реализуемые в области профессионального образования и обучения, выразили готовность разработать совместную концепцию по разработке платформ для онлайн-обучения и онлайн-программ для начального, среднего и высшего профессионального образования и оказанию поддержки партнерам из Кыргызской Республики при реализации данной концепции. Проект «Профессиональное образование в Центральной Азии (PECA)» выделяет на реализацию данной задачи 50 000 долларов США, а проект «Содействие занятости и профессиональному обучению (BBQ)» — 10 000 евро.
В связи с тем, что UNICEF также выделил на разработку концепции 5 000 долларов США, то в настоящее время разрабатывается возможность объединения усилий и разработки общей концепции.

Для подготовки процесса разработки концепции были проведены переговоры с Министерством образования и науки КР, Республиканским Научно-Методическим Центром (РНМЦ), Агентством начального профессионального образования при МОиН КР (АНПО), Республиканским Институтом Повышения Квалификации (РИПК), Кыргызским Государственным Техническим Университетом им. Раззакова (КГТУ), Кыргызским Национальным Аграрным Университетом им. Скрябина (КНАУ), Кара-Балтинским технико-экономическим колледжем им. М. Ибрагимова (КБТЭК), Профессиональным Лицеем 98 (ПЛ 98), а также со специалистами вышеуказанных проектов GIZ.

Цель миссии — собрать рабочую группу из опытных преподавателей, которые имеют опыт активного участия в создании курсов в формате электронного обучения, с целью выработки механизма для предоставления электронного обучения как можно большему числу преподавателей из профессиональных и высших учебных заведений. С нашего колледжа БКАМС прошла обучение Турдубаева А.

С сентября 2020-2021 учебного года Турдубаева А. провела обучение преподавателей нашего колледжа, с целью проведения уроков в удалённом режиме

В результате В БКАМС дистанционное обучение организовано посредством образовательного портала bkams.edu.gov.kg. Он-лайн вебинары на образовательном портале проводятся через BigBlueButton — бесплатную вебинарную комнату на сервере Moodle.  Moodle имеет справочник для преподавателей с пошаговой инструкцией для работы на образовательном портале.

В текущем году в колледже БКАМС начнётся внедрение обучения на рабочем месте. В этом году пересмотрены содержание и структура учебных планов, чтобы выпускники колледжа на выходе, помимо современных профессиональных умений, владел предпринимательскими навыками. Это позволит ему сконцентрироваться на современном рынке труда, открыть свой бизнес. Также предусмотрено повышение квалификации преподавателей, которые должны владеть навыками, отвечающими реалиям.

90 лет – замечательная дата, солидный возраст, который отделяет нас от начала 30-х годов. Уже нет тех людей, которые могли бы вживую рассказать о самом начале пути. Юбилей – это история, которая неразрывно связана с историей нашей страны, с историей родного города.

15.09.2020